С.И.Уточкин- оригинальная незаурядная личность, талантливейший человек, многосторонний и талантливый спортсмен, добившийся бесчисленных побед в 15-ти видах спорта — фехтовальщик, пловец, водолаз, конькобежец, яхтсмен, боксер, футболист, парашютист, воздухоплаватель, вело-, мото- и автогонщик начала XX века, и, конечно, один из первых русских соколов - авиаторов и лётчиков-испытателей, который своей энергией и смелостью в полётах зажёг сердца будущих известных лётчиков и авиаконструкторов : С. Ильюшина, И.Сикорского, С.Королёва, П.Нестерова, Н. Поликарпова , А.Микулина, В. Климова… Заслуги С.Уточкина невозможно переоценить в становлении авиации в России. С него начиналась жизнь в России в небе, на трассе, в спорте. И без преувеличения можно сказать, что Уточкин, будучи виртуозным лётчиком, конструктором, испытателем, вписал яркую страницу в летопись отечественной авиации. «Из многих мною виденных людей он - самая яркая по оригинальности и по духу фигура» ( А.И.Куприн). Отважный и по-рыцарски благородный любимец всей Одессы, вечный искатель, никому не причинявший зла, но всем даривший радости, он прожил необыкновенно яркую, но обидно короткую жизнь. «Человек сжёг кровь своего сердца и сок своих нервов ради будущего наших детей» ( А.Алексеев).
Совершив в детстве свой первый полёт на лопастях ветреной мельницы, Уточкин будет грезить полётами, (даже к автомобилю попытается приделать крыло и летать на нём) , и станет первым пилотом в России, получившим российский лётный диплом ( позже- международное пилотское свидетельство), и вторым после М.Ефимова, взлетевшим на аэроплане в российское небо. Но всё же любимцем публики и «главным лётчиком» станет не первопроходец М.Ефимов, а Сергей Уточкин, которого в отличие от Ефимова, получившего диплом в Париже, вообще летать никто не учил - он освоил воздушный корабль на чистом вдохновении и бешеном желании летать, и сдал экзамены на звание пилота - авиатора в Одесском аэроклубе. С.Уточкин стал легендой ещё при жизни. Путь его был сплошным героизмом отчаяния , он добивался успехов благодаря трудолюбию и силе воли. Как когда-то будущий авиатор самостоятельно строил яхту и побеждал на ней в морском спорте, так он построил и свой самолёт – биплан по типу «Фармана», на котором совершил полёт над Одессой и морем в 1910г. в присутствии многочисленных зрителей , подняв самолёт с территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Одессе и перелетев на нём Одесский залив. Это был 100-й юбилейный полёт пионера отечественной и мировой авиации. ( см. картину «Полёт С.Уточкина).
В общей сложности С.Уточкин совершил около 150 полётов на аэроплане почти в 70 городах мира, показывая мастерство владения машиной. В 77 городах России он демонстрировал полёты и этим привлекал к авиации молодых людей, многие из которых стали великими конструкторами. Был он так же участником перелёта из Санкт-Петербурга в Москву. Неоднократно аэропланы С.Уточкина терпели крушение во время полётов, на что он сделал такое признание: « Я Авиатор …Я летел над морем, над соборам, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы- пустяки. Питаюсь только воздухом и бензином…В общем , я счастливейший из одесситов».Никакого состояния на протяжении этого времени С.Уточкин не нажил, а, напротив, тратил личные средства на покупку спортивного снаряжения, а позже – на воздухоплавание и авиацию. При этом он никому и никогда не отказывал в помощи, а его щедрость и отзывчивость были хорошо известны в Одессе. Умер с клеймом безумца, не дожив до сорока лет, от пневмонии в нищете в конце войны. Его некрологи затерялись в военных сводках. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с другими погибшими авиаторами.